Информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья


Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

1. Приемная комиссия обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе — поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности).

2. В институте созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

3. Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек;

при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

4. Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению приемной комиссии, но не более чем на 1,5 часа.

5. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме инструкция по порядку проведения вступительных испытаний.

6. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

7. При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

д) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — по решению организации);

е) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности — по решению организации).

8. Институт может проводить для поступающих с ограниченными возможностями здоровья вступительные испытания с использованием дистанционных технологий.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 В Университете ведется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства. Эту работу проводит приемная комиссия, учебно-методическое управление, воспитательный отдел вуза, студенческий профком, отдел кадров  и иные структурные подразделения университета.

Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

На сайте университета в разделе «Приемная комиссия» размещена информация об условиях поступления в вуз для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Существует система подготовки школьников-абитуриентов и профориентационной работы, имеется опыт работы с детьми-инвалидами.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, участие в конкурсах и конференциях

На обучение в Университет по основным образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды II и III групп, которым согласно заключению учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в образовательной организации.

Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении
подают стандартный набор документов и представляют по своему усмотрению оригинал  или  ксерокопию  одного  из  следующих  документов:  заключение психолого-медико-педагогической комиссии; справку об установлении инвалидности, выданную учреждением медико-социальной экспертизы.

Доступность зданий и безопасного в них нахождения.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

      В Университете имеются надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного  доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательного учреждения, включая: пандусы, поручни, распашные двери.

Выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов, имеются отдельные входы для маломобильных групп людей в учебные здания, общежития оборудованы пандусами. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, размещены на уровне доступного входа. В университете продолжается работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— с нарушением зрения;

— с нарушением слуха;

— с ограничением двигательных функций.

Приобретена и установлена система вызова персонала для инвалидов (кнопка вызова персонала).

Разработаны и устанавливаются соответствующие информационные знаки, указатели для лиц с ОВЗ.

Ведется работа по оборудованию лестниц и пандусов поручнями.

Ведется работа по оборудованию специальных мест в аудиториях, читальном зале для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по каждому виду нарушений здоровья — опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения).

Оборудованы санитарно-гигиенических помещения для студентов различных нозологий.

Корпуса и общежития университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией.

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано обучение как по индивидуальным планам, так  и совместно с другими обучающимися.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при необходимости,
могут быть созданы адаптированные программы обучения.

При  получении  образования  в  университете,  лица  с  ограниченными возможностями здоровья бесплатно обеспечиваются учебниками, учебными пособиями и иной учебной литературой.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность включения в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей); приобретение печатных и электронных образовательных ресурсов, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся инвалидов; определение мест прохождения практик с учетом требований их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

В университете активно развиваются и внедряются дистанционные технологии сопровождения учебного процесса. Имеется опыт проведения занятий с использованием дистанционных образовательных технологий сочетая on-line и off-line технологии, в том числе и с организацией вебинаров,  видио-лекций.

Существует содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах.

В Университете функционирует электронная библиотека, доступ к которой имеют все студенты посредством сети интернет. Внедрена электронная библиотека методических разработок преподавателей кафедр для студентов очной и заочной форм обучения.

Социализация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В штате университета имеются должности педагога-психолога и социального педагога, которые осуществляют мероприятия по социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья: диагностика, психологическое консультирование, коррекция и адаптация.

В университете действует студенческое волонтерское движение

Ответственность

Ответственность за обеспечения условий для получения образования в Университете детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами несут должностные лица.