Андрей Самсонов: «Инициатива о 12-летнем обучении сейчас не имеет смысла»

0 0

Андрей Самсонов: "Инициатива о 12-летнем обучении сейчас не имеет смысла"

О бессмысленности перехода на 12-летнее обучение в школах рассуждает Андрей Самсонов, научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский Институт проблем социального управления»:

«Последнее время, а это уже как минимум лет тридцать, реформы в образовании начинаются с вопросов, которые собственно к образованию относятся очень опосредованно. То вводят 11-летку, то предлагают учить чуть ли не с пятилетнего возраста, то рассматривают систему образования исключительно в качестве «сферы оказания услуг» населению. Инициатив множество, вот только ни одна не касается сущностных вопросов. А именно: чему учить, как учить, зачем учить», — отмечает эксперт.

По словам Самсонова, сегодня в стране одна из самых востребованных и «популярных» (в смысле оплаты) профессий — курьеры доставки. Эксперт задается вопросом: «Им точно необходимо 12 лет образования?» Или очередному «менеджеру по продажам», который в реальности сядет на кассу в «Пятерочке» или на телефон в «Озоне». А их востребованность, пусть даже вызванная некоторыми «перекосами» рынка труда, вполне реальна.

Вторая проблема — ИИ (искусственный интеллект, в любой из его форм) и будущая роботизация в очень многих сферах. Будущему оператору БПЛА (или иных беспилотных систем) тоже необходимо 11-12-летнее образование? Серьезно? Или мы собираемся за счет государства давать образование молодежи исходя из принципа «чтобы было», но абсолютно будет не востребовано в дальнейшем? Эти вопросы сегодня в полной мере относятся как к общеобразовательной, так и высшей школе. Обе пребывают в кризисе, и этот кризис никак не связан с продолжительностью обучения.

Третья проблема — информационные технологии, а, точнее, абсолютная доступность знаний. Любой, при наличии желания, может получить доступ к лекциям ведущих вузов страны и мира по большинству предметов. Найти и выполнить соответствующие задания. При наличии мотивации и желания. Нет никаких проблем в доступе к научной литературе, источникам и всему тому, что ранее являлось привилегией обучения в различных вузах или школах. Аналогично — платное репетиторство, которое нивелирует различия в уровнях подготовки между школами. Аргумент о том, что «платное» означает «недоступное», в нашем случае, можно не учитывать, так как лишний год содержания родителями (при 12-летке) великовозрастного ученика тоже не бесплатный.

«Инициатива не имеет никакого смысла вне реформы общеобразовательной школы в целом, то есть ее обсуждение сегодня бессмысленно. Эффективным может быть и 4, и 8, и 12 лет — в зависимости от цели, задач и прочих нюансов. Просто в качестве исторического экскурса — технологическое лидерство СССР в 50-70-е годы во многом обеспечивали те, у кого в качестве первого образования числилось 4 класса церковно-приходской школы», — заключил эксперт.

У НИА «Нижний Новгород» есть Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе главных событий, эксклюзивных материалов и оперативной информации.

Источник: www.niann.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.